Е. Б. Музрукова
РУССКАЯ НАУКА НА ИЗЛОМЕ СТОЛЕТИЙ
© Е.Б.Музрукова
Тема круглого
стола, безусловно, очень интересна, хотя, как мне кажется, хронологический
период (конец 19-го – первая треть 20-го века) выбран не совсем удачно,
поскольку не дает возможности четко ответить на поставленные вопросы.
Русская наука
конца 19 века и до начала I Мировой войны – это сложившаяся система институтов
и научных школ со своими эпистемологическими приоритетами. Русская наука после
1917 года – нечто совершенно иное, требующее особого рассмотрения. Поэтому и
вопросы, поставленные на обсуждение, надо относить не ко всей отечественной
науке, а отдельно к периоду до 1917 года и после 1917 года и, соответственно,
по-разному на эти вопросы отвечать.
Если говорить о
русской биологической науке конца 19-го века и первого десятилетия 20-го, то
отечественная биология занимала одно из первых мест в Европе. Она на равных
сотрудничала с Германией (лидером биологического сообщества того времени),
может быть уступая ей в достижениях экспериментального метода, но прочно
лидируя в филогенетических направлениях эмбриологии, в вопросах эволюционной
теории, цитологии растений, физиологии животных.
Система
образования и организация научных исследований были заимствованы из Германии.
Особое, лидирующее место принадлежало университетской науке. Именно в
университетах работали крупнейшие ученые, создавались ведущие научные школы.
Русские ученые внесли огромный вклад в развитие биологии конца 19-го – начала
20-го века. Простое перечисление имен – Мечников, братья Ковалевские, Павлов,
Сеченов, Бекетов, Навашин, Мензбир, Тимирязев и многие другие говорит само за
себя. Поэтому русские ученые никак не могли считать себя
"провинцией", тем более что все основные работы печатались в
известнейших европейский изданиях и получали широкий отклик в Европе.
Работая в 1991
году в архиве Неаполитанской зоологической станции и читая переписку русских
исследователей с их европейскими коллегами, мне пришлось убедиться, с каким
уважением относились зарубежные ученые к русской школе эволюционной
эмбриологии. Достаточно просмотреть переписку Антона Дорна и А.О.Ковалевского,
который считался непререкаемым авторитетом в этой области (о чем, к сожалению,
очень быстро забыли американские эмбриологи, порвавшие с филогенетической
традицией и успешно работавшие в области экспериментальной эмбриологии).
Кстати, в конце своей жизни, в последний период своего творчества, когда
А.О.Ковалевский взялся за экспериментальное изучение выделительных и
фагоцитарных органов, он создал в Петербурге первую школу экспериментальной
зоологии. Филипченко, Давыдов, Метальников, Насонов, Шнейдер и другие видные
зоологи начинали свою деятельность в экспериментальной лаборатории
А.О.Ковалевского.
Конечно, в
дореволюционной России наука была сконцентрирована в немногих крупных центрах.
Кроме Москвы и Петербурга университетскими городами были Казань, Харьков, Киев,
Дерпт, Одесса, Варшава, Томск.
П.В.Волобуев [1]
отметил в свое время, что главным недостатком дореволюционной российской науки
было ее отставание по численности ученых, особенно если сравнивать российскую
науку 1913-1914 годов с США. Но здесь надо учитывать особенности финансирования
американской науки, где в начале века и особенно после I Мировой войны
создавалось большое количество частных негосударственных институтов, различных
обществ и фондов, рассчитанных на поддержку наиболее перспективных
исследований. Американский прагматизм и частный капитал очень быстро после
окончания I Мировой войны сделали США одной из ведущих научных держав мира, по
крайней мере Германия уступила свое лидерство в области биологии. Так что
русской науке на пороге 1917 года не хватало масштаба в организации. Не надо
забывать, что, как и в Германии, война роковым образом сказалась на русской
науке. И, тем не менее, даже в годы, предшествовавшие революции 1917 года,
характерной чертой отечественной науки был высочайший профессионализм,
преданность науке и творческая активность, что позволяет говорить о ее высоком
научном уровне и мировом авторитете.
Если говорить о
влиянии революции на деятельность российский ученых, то здесь, конечно, было
несколько групп: те, кто отошел от науки или эмигрировал; те, кто, напротив,
стал сотрудничать с государством. Наибольшую роль революция сыграла для
маргинальных элементов из беднейших слоев общества, которые смогли получить
высшее образование, на что в прежние времена они вряд ли могли рассчитывать.
Наиболее талантливые из них смогли стать в советское время известными учеными.
Но если говорить о
политике государства в отношении Академии наук в целом после 1917 года, то, как
хорошо показал В.С.Соболев [2] на основании архивных материалов, здесь четко
проявились две тенденции: первая – заменить академию другими структурами,
непосредственно подчиненным центральным властям и лишить академию всех
"степеней свободы"; вторая тенденция была более умеренной и ставила
задачу постепенно подчинить Академию наук руководству страны. Вторая тенденция
победила не без помощи пресловутых чисток. Соболев приводит данные, что в 1929
году из 960 штатных сотрудников АН было уволено 128, а из 830 нештатных – 520.
Поэтому к концу первой трети 20 столетия многие вековые традиции русской науки
были преданы забвению, появились новые формы и методы общения с властями.
Академия наук практически потеряла свою свободу. Еще хуже обстояло дело со
свободой совести и индивидуальной свободой личности каждого ученого.
Что касается
вопроса о "стихийном материализме" русских ученых, мне кажется, что
этой материализм имеет глубокие корни. Русский человек по природе религиозен
(т.е. имеет врожденное религиозное чувство). И когда "передовая"
русская интеллигенция еще в середине 19-го века пыталась подавить эту
религиозность, ничего хорошего не получилось. Потеряв Бога, интеллигенция из
сил выбивалась, чтобы чем-то занять его место. В этом случае, по меткому
наблюдению Ф.М.Достоевского, для неверующего интеллигента даже атеизм является
своего рада религией, верой наизнанку. И в конце 19 века атеизм, подкрепленный
успехами позитивизма, становится модным в науке. Кроме того, русскому человеку
свойственно еще увлекаться. Многие были увлечены теорией происхождения видов
Ч.Дарвина, особенно в ее геккелевской интерпретации, дававшей почву, очень
благодатную для расцвета стихийного материализма. Надо сказать, что сам Дарвин
никогда не позволял себе антирелигиозных высказываний. Но его интерпретаторы и
у нас, и за рубежом пропагандировали материалистические идеи. Не все ученые
восприняли их, но очень многие отдали дань "духу времени" и моде. Уже
с современных позиций можно сказать, что смешение дарвинизма с атеизмом и
материализмом явилось плодом определенного религиозно-философского невежества.
К сожалению, догматический атеизм русской интеллигенции был взят под особое
покровительство советской властью как средство борьбы с религией и церковью и
наше поколение до сих пор пожинает плоды этой борьбы.
Список литературы
1. Волобуев П.В. Русская наука накануне
Октябрьской революции // ВИЕТ. 1987. №3. С.3-17
2. Соболев В.С.
Академия и власть (1918-1930) // Вестник РАН. 1998. Т.68. №2. С.176-182
Источник: Е.Б.Музрукова. Русская наука на изломе столетий
// ИИЕТ
РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.296-299.