Б. А. Старостин
ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРИЗИСНОЙ
СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ
(КОНЕЦ XIX – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВВ.)
© Б.А.Старостин
Успехи и общий
высокий уровень, достигнутые российской наукой к означенному в заглавии
периоду, в целом не подлежат сомнению.
Вместе с тем,
оптимистическая картина, вырисовывающаяся на почве этих успехов, осложняется
тенденциями совершенно иного рода, связанными с проникновением в науку
антинаучных влияний, с появлением целых псевдонаучных
"исследовательских" областей и квазидисциплин; наконец, с созданием
для научных исследований подчас действительно невыносимой атмосферы
административной и идеологической опеки.
Изучение этих
тенденций, которые в их совокупности и породили кризисную ситуацию, включает
прежде всего анализ вопроса о причинах, породивших деструкцию одной из наиболее
мощных и (на рубеже XIX-XX вв.) многообещающих подсистем мировой науки; а также
анализ проблемы связи кризиса науки с более глубокими и всеобъемлющими
феноменами кризиса русского общества в тот же период. Если говорить о
досоветском этапе, то надо признать, что уже тогда отечественная наука во
многом тормозилась недооценкой со стороны государства и со стороны самой
научной элиты, – недооценкой, выразившейся в недостаточном финансировании
перспективных разработок, даже военных; в антиреформе высшего образования
Л.А.Кассо в 1910-1914 гг.; в неизбрании или отмене избрания в Академию
крупнейших ученых: Д.И.Менделеева, И.М. Сеченова, А.Г.Столетова. В условиях же
советского режима некоторые школы и направления, например, тимирязевская, павловская,
исследования военного назначения, интенсивно поддерживались властью, но тем не
менее эта поддержка благодаря ее идеологизированному или корыстному характеру
часто вела к деформации соответственных отраслей науки. Пожалуй, единственной
крупномасштабной аналогией со сложившейся к 30-м годам ситуацией в российской
науке является "арийская физика" в Германии тех же лет, которая,
между прочим, и послужила одной из причин катастрофы рейха.
Две болезни
российской науки, от которых она так пострадала в XX в., восходят к прошлому
столетию. Это, во-первых, недоверие научного сообщества к теоретизированию. Это
недоверие далеко не всегда имело место, тем не менее оно выразилось сначала в
гонениях на натурфилософию, затем в неприятии геометрии Н.И. Лобачевского, в недооценке
периодической системы элементов и других, в особенности собственных
(пренебрежительно называвшихся "доморощенными") нововведений.
Во-вторых, нередко проявлялся изоляционизм, неизменно обострявшийся в связи с
очередной конфронтацией с Западом. Достойным продолжением активной
"русификации" Академии наук при Николае I стало объявление
западноевропейской науки в целом "масонской" лженаукой при Николае II
(см.: "Исторический вестник", июль 1914, с. 220-221). В советские
годы изоляционизм быстро развился в эффективную изоляцию, первая же тенденция,
антитеоретическая, нашла благодарную почву в "пролетаризации" науки и
презрении к "спецам". В этом презрении советская идеология
унаследовала, как это ни парадоксально, антиинтеллигентскую установку столь чуждых
ей, казалось бы, "Вех"; научный же изоляционизм в полной мере
развился в сознательную политику в ходе кампании "борьбы с
космополитизмом", т.е. уже за пределами рассматриваемого периода.
Увенчанием борьбы
с "бесплодным теоретизированием" и "буржуазной лженаукой" в
идеале должно было быть (и во многих случаях действительно стало) создание
соответственной "пролетарской", "марксистской" квазинауки и
ее стыковка с практически-прикладной сферой. Такая стыковка либо ничего не
могла дать, как это было в многочисленных попытках разработать "диалектику
математики", "материалистическую химию" и т.п.; либо давала
нечто сугубо вредное для той же практической сферы. Существен вопрос, почему
второй вариант из всего естествознания реализовался в полной мере именно в биологии.
Возможна гипотеза, что в данном случае российская наука как бы сфокусировала
кризисные явления мировой науки, обобщенные в те же 30-е гг. Эдмундом
Гуссерлем: "...позитивистское понятие науки... в наше время оказывается
пережитком (Restbegriff). Оно отбрасывает все вопросы, обычно относящиеся к
узко или широко понятой метафизике" [1, с.55]. Большинство этих вопросов
относится к учению об бытии и к учению о жизни; для "советской творческой
биологии" критическими в данном смысле были вопросы о сущности жизни и в
особенности наследственности, о принципиальной специфике психического, о
движущих (за пределами чистой эмпирии естественного отбора и прямого
приспособления) силах развития жизни. Достаточными ответами на них считались
ссылки на те или иные фрагменты из трудов классиков марксизма. Не будучи
позитивистской (в силу своих агрессивно-материалистических тенденций),
марксистская идеология в отношении провозглашенной ею борьбы с "узко или
широко понятой метафизикой" вполне подпадает под Гуссерлеву критику
позитивизма. Если последствия этой идеологии для российской науки были более
тяжелыми, чем для западной науки – последствия ее позитивизма, то причина этого
лежит в проявившемся прежде всего именно в биологии сочетании советской
идеологии науки с изоляционистской тенденцией (на рассматриваемом этапе в
основном в ее "классовых" формах, позднее и в национальных.
Работа выполнена
при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (код
проекта: №96-06-80222).
Список литературы
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и
трансцендентальная феноменология // Гуссерль Э. Философия как строгая
наука. Новочеркасск, 1994.
Источник: Б.А.Старостин. Возникновение кризисной ситуации
в российской науке (конец XIX – первая треть XX
вв.)
// ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1998.
М.: ИИЕТ РАН, 1999, с.301-303.