Р.М.Южаков
ПОЛИТИКА "НАУЧНОГО АТЕИЗМА" И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
В СССР
(1918–1953 гг.)
© Р.М.Южаков
Проблема политико-идеологического воздействия власти по отношению к научному сообществу в СССР занимает особое место в контексте изучения истории науки ХХ века. Политика подчинения науки и создание абсолютно лояльной к новой власти "прослойки интеллигенции" были предприняты сразу после установления большевистского режима и сейчас достаточно хорошо изучена. Эту политику хорошо определил Л.Шестов в своей лекции "что такое русский коммунизм", заметив, что коренное отличие новой "несвободы" от дореволюционной состоит в том, что если раньше можно было хотя бы молчать, то теперь интеллигенции необходимо постоянно кричать "ура" по отношению к любым действиям коммунистической власти. Методами борьбы власти с инакомыслящей т.е идеалистически или религиозно мыслящей интеллигенцией и учеными не отличались большим разнообразием и заключались в физическом уничтожении, высылке из страны и создании новых научных структур типа Института красной профессуры, призванных обеспечить идеологически правильные, материалистически и атеистически подкованные кадры.
1929 год в СССР
явился годом "великого перелома" не только для крестьянства и
рабочих, но и для научного сообщества. Преследуя цель окончательно закрепить
политическую и идеологическую зависимость общества от тоталитарной власти,
Сталин объявляет о национализации промышленности и о начале коллективизации.
Одновременно режим начинает насильственную реорганизацию научного сообщества.
Еще в 1928 году были арестованы тысячи т.н. "буржуазных
специалистов". Осенью 1929 года проводятся перевыборы преподавательского
состава университетов, в результате которой к власти приходят
"большевизаторы науки", а также проводится "чистка" и
реорганизация Академии Наук, итогом которых стал арест ста и увольнение пятисот
"идеалистически настроенных" ученых именно за их нематериалистические
взгляды. В этом же году Сталин самолично выступает с критикой философских
воззрений Деборина, определяемых им как "меньшевиствующий идеализм".
В СССР начинается борьба с квантовой механикой и релятивистской физикой,
которую в то время не без оснований рассматривают как враждебную марксизму.
Увязывание науки с атеизмом порождает штампы типа "метафизик наихудшего
сорта", "чистейший идеалист", "правый оппортунизм в
науке", а теория относительности отвергается ввиду "органически
присущего ей деизма". Союз воинствующих безбожников под руководством
Емельяна Ярославского достигает шести миллионов человек, причем его ячейки
создаются и в различных научных учреждениях.
На смену старым
марксистам, все же пытавшихся выводить марксизм и детерминизм из собственно
научных данных, к власти в науке приходят "большевизаторы",
оценивающие научную теорию с позиции ее соответствия догме. Только единицы ученых
с мировым именем откровенно декларируют свою религиозность, выражая тем самым
протест против превращения науки в служанку идеологии.
Особенно интересен
третий , военный и послевоенный период в отношении власти к своей собственной
научно-атеистической политике. В историографии его принято рассматривать как
период своеобразной либерализации отношения власти к религиозной проблеме,
ввиду патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны. После
временного прекращения массовых репрессий священнослужителей в эти годы
открывается первая после революции духовная семинария, получают признание
научные труды верующих ученых. Так Сталинской премией награждаются "Очерки
гнойной хирургии" епископа Луки Войно-Ясенецкого (правда автору было отказано
в публикации его церковного титула), на международные церковные форумы начинают
приглашаться академики и т.д. Исчезает сам термин "атеистическая
пропаганда": постановлением ЦК он переименовывается в
"естественно-научную пропаганду". Однако изучение архивов бывшего ЦК
КПСС показывает, что ни о каком серьезном изменении партийной линии тогда не
было и речи. Т.н. "либерализация" носила исключительно временный
тактический характер и являлась хорошо продуманной операцией органов
госбезопасности, использовавших абсолютно лояльную себе церковную администрацию
в качестве ширмы для оказания влияния на политических и религиозных деятелей
Запада. Замена же слова "атеизм" словосочетанием
"естественно-научная пропаганда" еще более усилила зависимость научного
сообщества от атеистических идеологий: фактически все репрессивные кампании в
науке тех лет проходят под знаком борьбы с различными идеалистическими
"уклонами", а наиболее яркие "борцы" зачастую становятся
новой научной номенклатурой.
Таким образом
можно сделать вывод о том, что "научный атеизм", будучи
фундаментальным принципом тоталитарной идеологии, являлся также и одним из
основополагающих принципов научной политики советского государства и являл
собой своеобразный тест для определения лояльности ученого режиму, безусловным
критерием при уничтожении старой и формированием новой научных элит.
Источник: Р.М.Южаков. Политика "научного атеизма"
и научное сообщество в СССР (1918–1953
гг.)
//
ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 1997.
М.: "Янус-К", 1997, ч.1, с.204-206.