Отдел науковедения был создан во второй половине 1960-х гг. по инициативе С.Р. Микулинского, возглавлявшего в тот период институт, и обосновавшего в 1966 г. в совместной с Н.И. Родным статье «Наука как предмет специального исследования (к формированию науки о науке)» необходимость создания новой дисциплины для комплексного исследования проблем развития науки. Предметом этой дисциплины должен был стать «общий строй науки, способ и формы ее функционирования, связь и зависимость темпов и направления ее развития от других общественных направлений и институтов» (с. 28). Цель определялась как «разработка теоретических основ организации, планирования и управления наукой, т.е. системы мероприятий, опирающихся на объективную логику развития науки, обеспечивающих оптимальные темпы ее развития и повышение эффективности научных исследований» (с. 28).
Основные задачи развития науковедения в 1960-1970-х гг. заключались в описании содержательной стороны научного знания, разработке методологических основ науковедения как самостоятельной дисциплины, осуществлении практических исследований. Большое внимание уделялось разработке проблем логики, методологии, философии науки, взаимоотношении философского и специально научного знания, анализу закономерностей и принципов развития науки, рассмотрению мировоззренческих функций науки, научного познания, взаимодействия разных научных дисциплин, описанию социальной природы и социальных функций науки, тенденций ее развития в условия научно-технического прогресса. Анализировалась структура и динамика научных кадров, изучалась деятельность научных коллективов, особенности научных коммуникаций, исследовались вопросы экономической эффективности науки, способы стимулирования и оценки результативности научной деятельности, формы организации науки, проблемы управления наукой. С 1968 г. по 1977 г. в ИИЕТ публикуется книжная серия «Науковедение: проблемы и исследования», с 1969 по 1979 гг. институт издает ежегодник «Системные исследования», посвященные исследованиям науки. В 1966 г. ИИЕТ был организован международный симпозиум по проблемам комплексного изучения научного творчества. В 1967 г. по инициативе ИИЕТ состоялся Всесоюзный симпозиум «Проблемы научного и технического творчества».
Во второй половине 1980-х гг. фокус исследования отдела науковедения сосредоточен на социально-экономических аспектах исследования науки, выделении критериев оценки наиболее значимых научных направлений. В 1985 г. была опубликована монография «Основы науковедения», обобщившая 20-летнюю историю науковедческого анализа, понимания его предмета, структуры, задач, а также наметившая линии дальнейшего развития этой дисциплины.
С 1990-е гг. основные задачи науковедческого анализа связаны с изучением вопросов «утечки умов», миграции научных кадров, новой грантовой системы поддержки науки, «репрессированной» науки, кадровой научной политики, реорганизации и финансирования науки, вопросов взаимодействия науки и власти, влияния идеологии на научные исследования, научной коммуникации, изучение исторических, социологических, психологических характеристик отечественных научных школ, вопросов экономики и организации науки в новых социально-экономических условиях, институциональных преобразований в связи с реформированием науки, описанием роли науки в инновационной сфере, внедрения научных инноваций, научной политики, прогнозирования, моделирования развития науки, анализом информационных аспектов научно-технических исследований.
В разные периоды отдел науковедения включал в себя:
— Сектор психологии научного творчества (социальной психологии науки, психологии науки) – (руководитель М.Г. Ярошевский, А.В. Юревич), в задачи которого входил историко-научный анализ творческого мышления, изучение исследовательской деятельности ученого и научных коллективов для ее оптимизации. В секторе разрабатывался историко-психологический и социально-психологический подход к феноменам науки. Был предложен программно-ролевой подход к анализу научного коллектива, который базировался на рассмотрении его деятельности как реализации определенной научно-исследовательской программы и оптимального распределения функций между сотрудниками.
— Сектор социологии науки – (руководители В.Ж. Келле, Е.З. Мирская), направлением анализа которого стало изучение науки как социального института, компонента социальной системы, особой социальной организации. Рассматривались проблемы неформальных сетей научной коммуникации, формальных и неформальных форм научного общения.
— Сектор логики и методологии науки – (руководитель Б.М. Кедров, А.А. Печенкин), в котором исследовались вопросы общего науковедения как методологической основы всего комплекса науковедческого знания, философии науки в аспекте исторического развития теорий, понятий, картин мира, методологии конкретных дисциплин, логики научного исследования, философские вопросы современного естествознания, дисциплинарной организации и взаимодействия науки, общей теории развития науки, проблемы организации и интенсификации научных исследований.
— Сектор истории и теории организации научной деятельности – (руководитель Ю.М. Шейнин), в котором рассматривались принципы, формы, методы организации исследовательской деятельности, экономики науки, структуры и динамики научных кадров, вопросы управления наукой, проблемы социально-экономической эффективности науки, экономического стимулирования научно-технического прогресса, возможностей применения количественных методов для анализа динамики науки.
— Сектор научной политики – (руководитель В.М. Орел), в котором анализировались общие принципы государственной научной политики, включая финансовые, кадровые, материально-технические и информационные аспекты.
— Сектор системных исследований науки – (руководитель И.В. Блауберг), направлениями изучения которого были вопросы общей теории системного анализа науки, методологии системного исследования.
В отделе работали специалисты в различных областях науковедческого знания:
Агамова Н.С. (специфика феминизации российской науки); Алексеев Н.Г. (психологические методы исследования творчества, вопросы системности в изучении психологии); Белкин П.Г. (описание ролевого профиля ученого); Беляев Е. А. (организация и управление наукой); Блауберг И.В. (вопросы системного исследования науки); Гайденко П.П. (эволюция понятия науки, научных программ в науке); Гасилов В.Б. (восприятие и оценка научных достижений); Гиндилис Н.Л. (просопография, рассмотрение этапов становления науковедения в нашей стране); Грязнов Б.С. (изучение моделирования как метода научного исследования); Дюментон Г.Г. (изучение коммуникативных сетей научного цитирования); Иванов М.А. (изучение связи интенсивности научного общения и типа реализуемой в коллективе исследовательской программы, описание типов социально-психологических конфликтов); Емельянов Е.Н. (рассмотрение проблематики ценностных и методологических ориентаций членов исследовательской группы); Кедров Б.М. (история, методология науки, философские вопросы естествознания); Келле В.Ж. (наука как социальный институт); Лахтин Г.А. (экономика, организация и управление наукой); Мартынова Е.А. (социологический анализ женщин-ученых); Мирская Е.З. (социология науки); Мошкова Г.Ю. (детерминанты профессионального самоопределения ученого, референтный и оппонентный круг); Огурцов А.П. (философские аспекты научной деятельности); Родный Н.И. (проблемы логики научного знания); Татаринов Ю.Б. (проблемы оценки научной результативности); Умрихин В.В. (исследование феномена научной школы); Хайтун С.Д. (исследование роли количественных методов при анализе динамики науки); Шапошник С.Б. (библиометричнеские характеристики научной результативности); Шейнин Ю.М. (формы и принципы организации науки); Шульгина И.В. (экономико-статистические аспекты научной деятельности); Юревич А.В. (анализ научного и обыденного объяснения, социально-психологическмх аспектов функционирования научного сообщества); Юдин Б.Г. (философско-этические проблемы науки); Ярошевский М.Г. (история психологии, программно-ролевой и трехаспектный подход к изучению научного творчества, науки как системы знаний и как системы деятельности по производству нового знания).
Центр науковедения основан в феврале 2001 г. на базе ранее существовавшего Сектора социальной психологии науки. Первым руководителем Сектора социальной психологии был М.Г. Ярошевский, после него сектор возглавил А.В. Юревич, он же позднее инициировал создание Центра науковедения. Далее Центром науковедения краткое время руководили Н.Н. Семенова и И.Е. Сироткина, а с 2004 по 2021 его возглавлял А.Г. Аллахвердян. По инициативе А.Г. Аллахвердяна и решению Ученого совета института Центр изменил свое название на Центр истории организации науки и науковедения. В настоящее время Центром руководит Е.А. Володарская.
Направления деятельности Центра: анализ социально-организационных проблем современной науки в условиях кризисного развития российского общества с опорой на социологические, статистические, психологические и другие эмпирические методы исследования. Результаты исследования могут быть использованы органами руководства наукой как информационной базой при принятии управленческих решений по оптимизации научной и инновационной политики.
Главные научные темы, над которыми сотрудники Центра работают непосредственно, а также другие темы, находящиеся в поле их перспективных научных интересов: история науковедения как самостоятельного направления исследований; структура, динамика и мобильность научных кадров России; социальный статус женщин в российской науке и высшей школе; «утечка умов» из российской науки и высшей школы; российская научно-образовательная диаспора за рубежом; политика финансирования российской науки; имидж науки в восприятии российского общества; ценность науки как профессиональной деятельности для молодежи; социально-психологические аспекты адаптации ученых; научные коммуникации в российской академической науке.
К числу основных достижений Центра можно отнести: кадровый мониторинг науки в постсоветский период; анализ и прогноз эмиграционных намерений ученых; изучение феномена феминизации российской науки на фоне мировых гендерных тенденций; исследование имиджа науки в восприятии российского общества; описание институтов, исследовательских практик, идеологических и этических принципов развития отечественной биологической и биомедицинской науки; реконструкция исследовательских программ отечественных психологов, обоснование историко-психологического подхода к феномену двигательной культуры личности и группы и др.
Центр истории организации науки и науковедения принимает участие, самостоятельно или в кооперации с другими науковедческими центрами ряда стран ближнего и дальнего зарубежья, в реализации государственных программ и проектов, направленных на решение социально-организационных проблем российской науки.
В настоящее время в Центре работают 5 сотрудников:
— А.Г. Аллахвердян, в.н.с., к. психол.н. (https://istina.msu.ru/profile/AllakhverdyanAG1951/) — разработка «демографии науки» как нового направления науковедческих исследований, включающая изучение историко-научных, теоретико-методологических и прикладных аспектов развития этого направления исследований. В круг специфических проблем демографии науки входят такие как динамика численности кадрового состава науки, его возрастной и гендерный состав, внутрироссийская миграция и эмиграция научных кадров.
— Е.А. Володарская, в.н.с., д. психол.н. (https://istina.msu.ru/profile/volodar/) — изучение имиджа науки в обществе как целостной системы взаимосвязанных компонентов: содержательный (представление о характеристиках продуктов научной деятельности, о когнитивно-социальных функциях, выполняемых наукой, и положении науки в обществе, о психологических характеристиках личности ученого), эмоционально-оценочный (отношение к результативности разных сфер науки, к состоянию научного сообщества и к личности ученого) и индикативный (знаковые формы восприятия науки, придающие ей отличительные особенности по сравнению с другими социальными объектами) компоненты представлений о существенных характеристиках науки, проявляющихся в предметной, групповой и личностной подсистемах.
— В.А. Малахов, с.н.с., к.и.н. ((https://publons.com/researcher/3002458//; https://orcid.org/0000-0001-6656-1036; https://www.researchgate.net/profile/Vadim-Malahov) — исследование российской научная диаспоры, оценка ее международной академической мобильности, российской системы мер по развитию международной научной кооперации, анализ направлений совершенствования инструментов государственной политики в данной области, а также использования ресурсов русскоязычной научной диаспоры для развития научно-технической сферы России.
— К.О. Россиянов, с.н.с., к. биол.н. — изучение круга проблем, связанных с отношениями науки и идеологии в истории биологической и биомедицинской науки; выявление роли неформальных коллективов ученых, институциональных структур и патронажа науки в формировании в 1920-е годы экспериментальной биологии как новой области научного знания в нашей стране; исследование того, как предъявлявшиеся к ученым идеологические требования и их собственные этические ценности воздействовали на содержание научных работ. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=6506307142; https://publons.com/researcher/2112293/kirill-rossiianov/; https://independent.academia.edu/KirillRossiyanov —
— И.Е. Сироткина, в.н.с., к.психол.н. (https://ihst.academia.edu/IrinaSirotkina/Papers#) — описание исследовательских программ отечественных психологов, обоснование историко-психологического подхода к феномену двигательной культуры личности и группы как новому эпистемическому объекту и инструменту анализа других смежных дисциплин (биомеханика, физиология движений, нейронаука, спортивная медицина, антропология спорта и танца), реконструкция элементов двигательной культуры прошлого.
Основные публикации:
Алексеев Н.Г, Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М.Г. Ярошевского. — М. Наука, 1971; Аллахвердян, А.Г., Мошкова, Г.Ю., Юревич, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология науки. – М.: Флинт, 1998; Аллахвердян А.Г. Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. — М.: Изд-во «КогитоЦентр». 2014; Белкин, П.Г., Емельянов, Е.Н., Иванов, М.А. Социальная психология научного коллектива. – М.: Наука, 1987; Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. – М.: Знаний, 1969; Володарская, Е.А. Имидж науки в обществе: психологические проблемы. – М.: Институт бизнеса и политики, 2007; Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980; Гиндилис Н.Л. Становление и развитие науковедения в 20 века // Социология науки и технологий. 2016. № 1. С. 98-104; Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований – М.: Наука, 1987; Зарубежная практика оперативного использования научно-технической информации / под ред. А.Н. Кривомазова. – М.: ИИЕТ АНССР, 1988; Кедров Б.М. О теории научного открытия // Научное творчество / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1969. – С. 23-94; Кедров Б.М. Классификация наук. – М.: Мысль, 1985; Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. – М.: Мысль, 1985; Келле В.Ж. Научное познание и ценности гуманизма / Ценностные аспекты развития науки / под ред. В.П. Визгина, М.Б. Туровского, Л.Б. Баженова. – М.: Наука, 1990. С. 18-35; Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы – М.: Наука, 1988; Келле В.Ж. Наука как вид интеллектуального производства / Социальная динамика современной науки / Под ред. В.Ж. Келле. – М.: Наука, 1995. – С. 5-20; Кузнецова Н.И. Наука и ее история. – М.: Наука, 1982; Логика и методология науки. – М.: Наука, 1967; Малахов, В. А. Движение за открытый доступ к научной литературе: причины возникновения, современное состояние и перспективы развития //Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 3. С. 118-133; Микулинский С.Р., Родный Н.И. Наука как предмет специального исследования // Вопросы философии, 1966. № 5. С. 25-38; Мирская, Е.З. Государственные гранты в российском академическом сообществе / Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения / под ред. Е.В. Семенова, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. – М.: Логос, 2004. С. 300-307; Мирская, Е.З. Этос классической науки: Р.К. Мертон и современность ская // Вопросы истории естествознания и техники. 2005. № 3. С. 3-16; Мирская, Е.З., Мартынова, Е.А. Женщины-ученые: проблемы и перспективы // Социальная динамика современной науки / под ред. В.Ж. Келле. – М.: Наука, 1995. С. 60-70; Мирская Е.З. Ученый и современная наука. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1971; Мирская Е.З. и др. Социальная динамика современной науки. М.: Наука, 1995; Моделирование как метод научного исследования / Глинский Б.А., Грязнов Б.С. и др. – М.: Наука, 1967; Наука сегодня / под ред. С.Р. Микулинского, Б.А. Фролова. – М.: Молодая гвардия, 1969; Наука в России: современное состояние и стратегия возрождения / под ред. Е.В. Семенова, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. – М.: Логос, 2004; Науки и их взаимосвязи: История, теория, практика. – М.: Наука, 1988; Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. – М.: Логос, 2005; Научное творчество / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1969; Огурцов А.П., Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф. Отечественная философия науки: предварительные итоги. — М.: Наука, 1997; Основы науковедения / под ред. С.Р. Микулинского. – М.: Наука, 1985; Очерки истории и теории развития науки / под ред. В.С. Библера, Б.С. Грязнова, С.Р. Микулинского. – М.: Наука, 1969; Проблемы науковедения (Наука о науке) / под ред. И.А. Майзеля, С.Р. Микулинского. – М.: ИИЕТ АН СССР, 1966; Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1971; Проблемы руководства научным коллективом / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1982; Противоречия в развитии естествознания / под ред. Б.М. Кедрова. – М.: Наука, 1965; Репрессированная науки / Сост. А.И. Мелуа, В.М. Орел. / Под ред. М.Г. Ярошевского. – Л.: Наука, 1991; Реформы отечественной академии наук в ХХ–ХХI веках: историко-науковедческие очерки: Монографическое исследование / редакторы-составители: А.Г. Аллахвердян, К.О. Россиянов, И.Е. Сироткина. – Саратов: Амирит, 2019; Россиянов, К.О. В поисках объективности: Исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс и проблема разграничения людей и животных // Этнографическое обозрение. 2021. № 1. С. 13-29; Сироткина, И.Е. Шестое чувство авангарда: Танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников. 3-е изд., испр. и дополн. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санк-Петербурге, 2021; Современная западная социология науки. / под ред. В.Ж. Келле, Е.З. Мирской. -: Наука, 1988; Социальная динамика современной науки / под ред. В.Ж. Келле. – М.: Наука, 1995; Социально-психологические проблемы науки / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1973; Татаринов Ю.Б. Оценка научного уровня фундаментальных исследований: Методологические принципы // Вестник АН СССР. 1977. № 12. С. 57-69; Умрихин, В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М.: Наука, 1987; Ускорение и перстройка в системе научно-технической информации в СССР / под ред. А.Н. Кривомазова. – М.1988; Фролов, И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки. – М.: Политиздат, 1986; Хайтун С.Д. Проблемы количественного анализа науки. – М.: Наука, 1989; Ценностные аспекты развития науки / Отв ред. Н.С. Злобин, В.Ж. Келле, — М.: Наука, 1990; Человек науки / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1974; Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского [и др.]. – М.: Наука, 1977; Шульгина И.В. Инфраструктура науки в СССР. – М.: Наука, 1988; Юревич, А.В. Социальная психология науки. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001; Юревич, А.В., Цапенко, И.П. Нужны ли России ученые? – М.: Эдиториал УРС, 2001; Ярошевский, М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. – М.: Наука, 1981; Ярошевский, М.Г. Историческая психология науки. – СПб.: Изд-во Межд. фонда ист. науки, 1995; Ярошевский, М.Г., Юревич, А.В., Аллахвердян, А.Г. Программно-ролевой подход и современная наука // Вопросы психологии. – 2000. — № 6. – С. 3-18.