IV научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН проходила в период 17-20 ноября 2014 года в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.
16 ноября 2014 г., в 14.00 от ул. Обручева, д. 30-в стартовала IV Международная научная школа молодых ученых ИИЕТ “Смысл новизны в науке и технике”. Пункт назначения — Центр подготовки
космонавтов им. Ю.А. Гагарина (Звездный городок).
17-го благополучно прошла “стыковка” с ЦПК и началась плановая работа школы.
Школу открыли приветственным словом: летчик-космонавт СССР, д.т.н. Климук П.И. и директор ИИЕТ РАН, член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ Батурин Ю.М.
В первый день с вводным докладом “Этапы инновационного развития Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина” выступили Лончаков Ю.В. (начальник ЦПК имени Ю.А. Гагарина, летчик-космонавт РФ, д.т.н.) и Крючков Б.И. (зам. начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина по научной работе, д.т.н.).
О перспективах развития пилотируемой космонавтики рассказал начальник управления ЦПК,
д.т.н Курицын А. А.
Оба доклада для молодых участников, да и для мастеров ИИЕТ, стали весьма познавательными, новыми и очень интересными.
Со стороны ИИЕТ были сделаны доклады непосредственно по теме Школы Ю.М. Батуриным “Поиск новаций в “смысловом поле” исследуемого объекта” и д.ф.н. Н.И. Кузнецовой “Радикальная
новизна” в истории науки”, вызвавшие хорошую дискуссию, причем тон задавали молодые участники из ЦПК. Что особенно радует!
Во второй день дал мастер-класс к.т.н. В.Л. Гвоздецкий. Он поведал молодым о развитии истории отечественной техники в XX веке. Как оказалось, В.Л. Гвоздецкий открыл много нового, неизвестного для молодых инженеров ЦПК.
Очень интересным и, можно сказать красочным, был доклад космонавта-испытателя, к.б.н., Рязанского С.Н. «Научные эксперименты на борту МКС». Доклад перемежался красивыми видами из Космоса — снимками, сделанными космонавтом во время работы на МКС и фильмом о работе космонавтов на станции, снятым с добрым, легким юмором.
В последующие два дня, трио выступили к.ф-м.н. Андрей Леонов (ИИЕТ) с докладом “Новые методы сохранения научно-технического наследия”, начальник отделения ЦПК Мельников М.Б. “Создание лаборатории виртуальной реальности” и научный сотрудник ИИЕТ Бобков А.Е. “Новые возможности виртуального глобуса для исторической визуализации”. Доклады вызвали очень большой интерес у всех без исключения. Участники обсуждения пришли к выводу о возможностях совместного проекта по виртуальной реальности.
Далее выступали в основном молодые участники: Сочнев А.В. “Концепция выведения наноспутников на низкую околоземную орбиту с помощью сверхмалого ракетоносителя на лазерной реактивной тяге”, (Казанский нац. иссл. ун-т им. А.Н. Туполева—КАИ); ст.н.с., к.и.н. Щеглов Д. А. “Белые пятна географии Птолемея: сеанс черной магии с ее последующим разоблачением” (СПбФ ИИЕТ); ведущий инженер ЦПК Зайцев М.А. “Использование метода насыщенного погружения (метод ДП) для подготовки космонавтов по программам изучения и освоения ближайших планет Солнечной системы”; к.г.н. Собисевич А.В. (ИИЕТ) “Стирание “белых пятен” на территории Карелии: старинные карты и географические описания ”; к.и.н. Жабин С.А. (Украина) “Проект ОГАС 1980 г. Научные и организационные основы построения информационного общества”.
Еще несколько докладов прозвучали от мастеров из ИИЕТ И ЦПК: д.ф.н. Кричевского С.В. “Эволюция экологических аспектов космической техники и деятельности в сознании профессионалов и общества: на пути к “зеленой” космонавтике”, Сохина ИГ. “Эргономическое обеспечение и экспертиза эргатической системы “космонавт-антропоморфный робот-профессиональная среда” и Сазонова А.И. “Развитие творческого мышления”.
Заключительным аккордом Школы стал круглый стол “Философия неожиданных взлетов”. В обсуждении непростых вопросов приняли участие практически все участники и с той, и с другой стороны.
На закрытии Школы руководителями ЦПК и ИИЕТ была дана высокая оценка и докладам и организации в целом. Зам. начальника по науке ЦПК, д.т.н. Крючков Б.И. предложил продолжать такое сотрудничество и в дальнейшем.
С нашей стороны мы благодарны руководству ЦПК за высокую организацию работы Школы и за очень теплый прием наших ребят на всех уровнях обслуживания (гостиница, столовая и т.д.). И огромное спасибо всем космонавтам, инженерам и другим службам, которые прервали свои работы по программам занятий с космонавтами и обеспечили нам такие мероприятия как: занятия в планетарии Центра; экскурсия в Музей космонавтики; экскурсия по технической базе Центра; занятия в Космоцентре и еще много чего. “Порулили” вертолетом, “состыковались” с Международной космической станцией (на тренажерах), отыскали несколько созвездий из 88-ми, которые должны знать “назубок” космонавты, “полетали” на станции “Мир”, побывали в отряде космонавтов и еще много чего увидели и потрогали своими руками. Впечатления потрясающие!