К 100-летию гражданской авиации в.н.с. Отдела истории техники и технических наук Д.А. Соболев выпустил книгу «История развития пассажирских самолётов» (Москва: Русские витязи, 2018.- 264 с. ISBN 987-5-6040158-8-9). В ней показаны основные этапы и тенденции развития гражданских самолётов 1919-1980 гг. Книга была утверждена к печати Ученым советом ИИЕТ РАН.
Иллюстрации, помещенные в этой монографии, легли в основу виртуальной экспозиции, приуроченной к юбилейной дате.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio1-1024x576.jpg)
Первые пассажирские машины представляли 1 мая 1929 г. переделку военных самолётов времен Первой мировой войны. На снимке английский Виккерс «Вими Коммершиал», созданный на основе бомбардировщика Виккерс «Вими».
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio2.jpg)
Металлический моноплан Юнкерс F 13 был первым самолетом, спроектированным специально для пассажирских перевозок. В 20-е годы произвели 314 таких машин.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio3.jpg)
Конкурентом «Юнкерса» был голландский «Фоккер». Фоккеры F III сфотографированы на московском аэродроме 1 мая 1922 г., в день открытия компанией «Дерулюфт» авиалинии Москва – Кенигсберг.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio4.jpg)
Самолет К-5 стал самым распространенным пассажирским самолетом СССР 30-х годов. Рядом с самолетом, в белой рубашке – его создатель К.А. Калинин.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio5.jpg)
Самолет А.И. Путилова «Сталь-2» имел конструкцию из нержавеющей стали.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio6.jpg)
Первый трехмоторный металлический самолет Туполева АНТ-9 установили 1 мая 1929 г. на Красной площади как достижение советской авиапромышленности.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio7.jpg)
Шестимоторный ПС-124 в конце 30-х годов являлся самым большим в мире гражданским самолетом. Выпущен в единственном экземпляре.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio8.jpg)
В конце 20-х годов на некоторых немецких авиалиниях пассажиров развлекали показом кинофильмов.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio9.jpg)
Первые стюардессы появились в авиакомпании «Юнайтед Эрлайнз», США, 1930 г.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio10.jpg)
В-247 – первенец семейства пассажирских «Боингов».
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio11.jpg)
На ночных рейсах самолёты иногда оборудовали спальными местами, как на этом Дугласе DST
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio12.jpg)
Первый серийный авиалайнер с пассажирской гермокабиной Боинг 307 появился в год начала Второй мировой войны.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio13.jpg)
Летающая лодка Боинг 314 в 1939 г. первой начала регулярные пассажирские рейсы между США и Европой. Билет в один конец стоил 760 долларов, в то время это были огромные деньги
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio14.jpg)
Эксперимент с английским составным самолетом Шорт-Майо «Композит» (1938 г.) Воздушный старт обеспечивал отделяемому самолёту трансатлантическую дальность.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio15.jpg)
Первый в мире реактивный пассажирский самолет Де Хевилленд «Комета».
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio16.jpg)
Вторым был советский реактивный авиалайнер Ту-104.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio17.jpg)
Салон Ту-134 в варианте «люкс».
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio18.jpg)
Демонстрация работы системы автоматической посадки на английском самолете «Трайдент» 10 июня 1965 г.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio19.jpg)
Испытательный полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio20.jpg)
В кабине пилотов Ту-144.
![](http://ihst.ru/wp-content/uploads/2018/12/Vistavka_Avio21.jpg)
Пассажирский салон первого в СССР широкофюзеляжного самолета Ил-86.