Летательные аппараты легче воздуха

170 лет со дня первого в России научного полёта на воздушном шаре академика Я.Д. Захарова // Из истории авиации и космонавтики. М., 1974. Вып. 22. С. 95-97.

Азов С. Аэростаты в России // Самолёт. 1997. № 3. С. 50.

Алексеев Д. Конец эры воздушных гигантов // Гражд. авиация. 1993. № 7. С. 38-39. — 1930-е годы. — Дирижабли.

Анохин Г.И. Первый полёт к Северному полюсу на воздушном шаре // Вопросы истории. 2004. № 3. С. 147-152.

Анощенко Н.Д. Воздухоплаватели (из воспоминаний). — М.: Воениздат, 1960. — 181 с.

Анощенко Н. Во власти снежной бури // Воздухоплаватель. 1997. № 4. С. 10-11. — Полёт 1921 г.

Анощенко Н. Зарождение военного воздухоплавания в России // Воздухоплаватель. 1997. № 1. С. 8-9.

Анощенко Н. Ночной полёт // Воздухоплаватель. 1997. № 3. С. 10-11. — Начало 1920-х годов.

Анощенко Н. Первые герои воздуха: у истоков Российской авиации // Гражд. авиация. 1995. № 8. С. 42-43. — Аэростаты-разведчики.

Анощенко Н. Первый свободный полёт в свободной России // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 8-10.

Анощенко Н.Д. Полёт дирижабля «VI Октябрь» // Авиация и космонавтика. 1973. № 11. С.14.

Анощенко Н.Д. 40 лет со времени рекордного полёта первого советского стратостата «СССР-1» // Из истории авиации и космонавтики. М., 1973. Вып. 19. С. 84.

Анощенко Н.Д. 40 лет со дня первого полёта человека на стратостате // Из истории авиации и космонавтики. М., 1971. Вып. 12. С. 41-42.

Анощенко Н.Д. 190 лет со времени полётов аэростатов братьев Монгольфье и аэростата Шарля // Из истории авиации и космонавтики. М., 1973. Вып. 19. С. 120-123.

Анощенко Н.Д. К 120-летию разработки Н. Архангельским проекта дирижабля с многослойной оболочкой и паровым двигателем // Из истории авиации и космонавтики. М., 1971. Вып. 18. С. 82-83.

Ардашев А. Противосамолётный рубеж // Техника-молодёжи. 2013. № 12. С. 52-54. — Об использовании аэростатов в качестве воздушных заградительных средств.

Арие М.Я. Дирижабли. — Киев: Наукова думка, 1986. — 262 с.

Арие М.Я., Полянкер А.Г. Дирижабль нового поколения. — Киев: Наукова думка, 1983. — 173 с. — История дирижаблей. С.7-91.

Арие М.Я., Полянкер А.Г., Пархоменко В.А. К анализу причин упадка дирижаблестроения в 1930-е годы // Тр. 14-х Чтений… К.Э. Циолковского. Секц. Авиация и воздухоплавание. М., 1980. С. 97-102.

Ассовская А.Е. Командируется в стратосферу. — Л.: Гидрометеоиздат, 1983. — 126 с. — Научные полёты для изучения верхних слоев атмосферы.

Бавина Н. «Космоса тогда не было», или аэростаты инженера Чекалина // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2003. № 12. С. 38-40.

Батшев М.В. «Удивительное зрелище — воздушный шар!» О гастролях французских воздухоплавателей в Москве и Санкт-Петербурге на заре XIX века // Моск. журн. 2017. № 9. С. 70-77.

Белашев В.А. Морские воздухоплаватели // Гангут. СПб., 2001. Вып. 26. С. 49-62. — Из истории развития воздухоплавания на военно-морском флоте, с 1901 г.

Белобородько А. Вершители романтики и героизма. Кое-что о воздушных авианосцах // Крылья Родины. 2000. № 6. С. 17-20. — Дирижабли — носители самолётов.

Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6» Москва: Paulsen, 2017. — 511 с.

Бердянский В. Начало третьего измерения // Самолёт. 1997. № 3. С. 46-49. — С 1783 г.

Берже А. Воздушный путь. — Киев, 1912. — Разд.: Исторические сведения и описание главных дирижаблей. С. 115-174.

Бернштейн А. Аэростаты воздушного заграждения // Вестн. противовоздуш. обороны. 1989. № 1. С. 84-87; № 2. С. 85-87; № 3. С. 87-89; № 4. С. 82-85.

Бернштейн А. Аэростаты: история и современность // Мор. сб., 1987. № 2. С. 19-29.

Бернштейн А.И. Аэростаты заграждения войск ПВО на обороне Москвы в годы Великой Отечественной войны. — М.: Изд-во МАИ, 2003. — 56 с.

Бернштейн А. Без грифа «секретно»: Аэростаты заграждения в небе столицы // Воздухоплаватель. 1997. № 3. С. 20-23. — 1941 г.

Бернштейн А.И. В гондоле — исследователь // Химия и жизнь. 1985. № 2. С. 27-32. — Из истории воздухоплавания, с 1783 г.

Бернштейн А. Из истории российского воздухоплавания // Воздухоплаватель. 1995. № 0.

Бернштейн А.И., Кораблев В.П., Павлушенко М.И. Отечественное воздухоплавание. В 2 т. — М.: Типогр. Воен. Акад. им. Ф.Э. Дзержинского. 1994. — Т. 1. — 476 с. — Т. 2. — 658 с.

Бобров Н.С. История воздухоплавания в рисунках // Знание — сила. 1936. № 12. С. 27-30.

Бойко Ю.С. Воздухоплавание в изобретениях. — М.: Транспорт, 1999. — 352 с.

Бойко Ю.С. Воздухоплавание: Привязное. Свободное. Управляемое. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 462 с. — Развитие ЛА легче воздуха в XIX-XX вв.

Бойко Ю.С. Монгольфьеры. — М.: Знание, 1990. — 64 с. — С XVIII в.

Бойко Ю. Пассажирские перевозки на дирижаблях // Воздухоплаватель. 1996. № 2. С. 30-31. — С 1919 г.

Бойко Ю.С., Турьян В.А. Голубая мечта столетий. — М.: Машиностроение, 1991. — 128 с. — История воздухоплавания. 1783-1940 гг.

Бойкова И.П. Воздухоплавание в русской провинции начала ХХ в. // История в подробностях. 2013. № 1. С. 6-9.

Бороздин В.П. И опять мы в небе. — М.: Мол. гвардия, 1990. — 191 с. — История дирижаблестроения в СССР.

Бороздин В.П. И опять мы в небе: Сборник документальных повестей М., 2013. — 448 С. — О советских дирижаблистах 1930-х годов.

Броуде Б.Г. Воздухоплавательные летательные аппараты. — М., 1976. — Разд.: Из истории дирижаблестроения. С. 13-51.

Бубнов И.Н. Развитие воздухоплавания // Техника в её историческом развитии. М., 1979. С. 333-339.

Васильев Б. Аэронавтика. (Воздухоплавание). — М.: Госиздат, 1930. — 94 с.

Величко И. Дирижабли прошлого и будущего // Авиация и космонавтика. 1982. № 2. С. 46-47.

Величко И. Дирижабли прошлого и настоящего // Мор. сб. 1976. № 8. С. 64-68.

Виргинский В.С. Вопрос о воздухоплавании в русской печати конца ХVIII — нач. ХIХ вв.: (К 175-летию практического применения воздушных шаров) // Вестн. истории мировой культуры, 1959. № 2. С. 27-133.

Виргинский В. Рождение воздухоплавания. — М.: ОНТИ, 1938. — 117 с.

Воздухоплавание за 100 лет. — СПб, 1884. — 35 с.

Воробьев Б.Н. Завоевание воздушных высот. (Ист. обзор) // Стивентс А. Два полёта американских стратостатов. М., 1937. С. 3-13.

Воробьёв Б.Н. Из истории советского воздухоплавания // Фронт науки и техники. 1938. № 2. С. 28-38.

Выдача мне патента могла бы помочь осуществлению дирижабля… Письма К.Э. Циолковского в комитет по делам изобретений ВСНХ СССР, 1929-1930 гг. // Отечественные архивы. 2004. № 2. С. 116-120.

Гаврилов М. История аэростата // Вестн. знания, 1935. № 9. С. 680-686.

Гартавич. Воздух и его жизнь. (Из истории воздухоплавания) / Пер. с нем. 1874. — 65 с.

Гельмиза Н. «Болидов бояться — в стратосферу не летать» // Наука и жизнь. 1999. № 4. С. 31-33. — О рекордном полёте первого советского стратостата «СССР», 30.09.1933.

Глаголев Н.М. К звёздам. (История воздухоплавания). Кн. 1. — СПб., 1912. — 119 с.

Горовец И. История развития воздухоплавания // Спорт и наука, 1909. № 18. С. 17-21; № 22. С. 15-17; № 22-23. С. 13-19.

Горохов В. Дирижабль в мыслях учителя Тихина // Воздухоплаватель. 1999. № 2. С. 29. — Проект 1883 г.

Груздев Ф.С. Завоевание воздуха: (Очерки из истории воздухоплавания). — СПб., 1897. — 240 с.

Дёмин А. «Военно-воздушный флот» Александра I против армии Наполеона // Легенды и мифы отечественной авиации. Вып. 4. М., 2012. С. 13-28. — О дирижабле Ф. Леппиха.

Дёмин А. «Воздушный флот» Александра I… против армии Наполеона // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2000. № 1. С. 7-12. — Дирижабль Ф. Леппиха, 1812 г.

Дёмин А. «Град Петра с высоты птичьего полёта прекрасен» // Вестн. воздуш флота. 2003. № 3. С. 65-67. — Первые полёты на воздушных шарах в Петербурге, 1803-1804 гг.

Дирижабли на войне / Сост. В.А. Обухович, С.П. Кульбака. — Минск: Харвест; АСИ, 2000. — 496 с.

Дирижабль в 1812 году // Пром. транспорт. 1988. № 8. С. 23-24.

Днепров Ф. Имя стратостата — «Осоавиахим» // Воен. знания. 1976. № 8. С. 4-5. — 1934 г.

Добровольский Е. Летучий корабль: Печальная повесть о несчастном аэростате // Техника и наука. 1984. № 1. С. 37-41; № 11. С. 37-41; № 12. С. 26-31; 1985. № 1. С. 40-44; № 2. С. 37-42. — Дирижабль Ф. Леппиха, 1812-1814 гг.

Дружинин Ю. Многоликий монгольфьер // Воздухоплаватель. 2013. № 4. С. 2-6.

Дружинин Ю.О., Емелин А.Ю. Воздухоплавательный крейсер «Русь». — М., 1997. — 88 с. — К истории отечеств. воздухоплавания, с 1887 г.

Дружинин Ю.О., Емелин А.Ю. Русское морское воздухоплавание в период войны с Японией 1904-1905 гг. // Новый Часовой. СПб., 2004. № 15-16. С. 37-50, 92-96.

Дружинин Ю.О., Емелин А.Ю., Павлушенко М.И., Соболев Д.А. Страницы истории отечественного воздухоплавания. — М.: Русавиа, 2013. — 512 с.

Дружинин Ю., Кочетков С. Введение в мировую историю воздухоплавания // Воздухоплаватель. 2005.Спец. вып. С. 58-65.

Дружинин Ю.О., Соболев Д.А. Полёты в стратосферу в СССР в 1930-е гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 2006. Вып. 4. С. 3-36.

Дубинин Ф.Д. Воспоминания о дирижаблях: Записки инженера // Нева. 1999. № 9. С. 144-153.

Дьяконова П. Итальянцы в России: работы сотрудников группы Нобиле // Легенды и мифы авиации. Вып. 8. М., 2017. С. 95-122.

Емелин А.Ю., Дружинин Ю.О. Противовоздушная оборона Севастополя и гибель дирижабля SL-10 // Легенды и мифы авиации. Вып.7: М, 2015. С. 23-32.

Ефимов А. К 40-летию Воздухоплавательного центра ВВС России // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 20-23.

Ефимов А. Операция «Кристалл» // Воздухоплаватель. 1997. № 4. С. 27-30. — Показ автоматич. аэростатов руководству СССР, 1971 г.

Ефимов А. Такое я видел в первый и последний раз // Воздухоплаватель. 1997. № 1. С. 26-27. — Автоматические аэростаты, с 1964 г.

Журавлев А. Воздухоплавательному центру — 45! // Крылья Родины. 2002. № 7. С. 27-28.

Жучков Ю. Налёты дирижаблей на Англию // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 1998. № 2. С. 27-33. — Нем. дирижаблестроение в Первую мировую войну.

Золотов Ю.А. Полёты химиков на воздушных шарах // Журнал аналитической химии. 2008. Т. 63. № 5. С. 453. — Конец XVIII — XIX вв.

Иванов В.С. Дирижабль: История и современное состояние. — М.: Мол. гвардия, 1930. — 93 с.

Иванова А.М. Из истории советского дирижаблестроения // Вопр. архивоведения. 1963. № 1. С. 120-121.

Из истории воздухоплавания (в России) // Воздухоплаватель. 1904. № 1. С. 66-73; № 2. С. 46-54; № 4. С. 43-47; № 7. С. 35-42.

Ильин А. Армада графа Цеппелина // Популярная механика. 2003. № 11. С. 99-103.

Информация о первых воздушных шарах в 1783 г. // История авиации. Ч. 2. М., 1939. С. 394-398.

История одного патента (Об изобретении дирижабля Л. Шварца) // Знание — сила. 1961. № 1. С.18.

Каванский В. Рекордная пятидневка // Крылья Родины. 1987. № 9. С. 8. — Дирижабль «Осовиахим», 1934- 1938 гг.

Канищев М. 150 лет воздухоплавания // Техн. бюлл. Дирижаблестроя, 1933. № 4. С. 4-8.

Карамышев Е. 50-летие военного воздухоплавания в России // Вестн. воздуш. флота. 1935. № 12. С. 38.

Карамышева Н. Цель полёта: произвести спуск на воду… // Воздухоплаватель. 1996. № 2. С. 12-14. — Полёт на аэростате с посадкой на миноносец, 1912 г.

Карацуба С.И. 125 лет со времени первого полёта А. Жиффара на управляемом аэростате (дирижабле) с паровым двигателем // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 33. С. 142-146.

Карнович К. Аэростаты артиллерийского наблюдения // Воздухоплаватель. 1997. № 1. С. 23-25. — 1940-е годы.

Кириллин А. Перспективы развития дирижаблестроения // Воздухоплаватель. 1999. № 3. С. 32-37. — Кистории дирижаблестроения, от истоков до 1940-х годов.

Клиндер Г. История применения воздухоплавания в военных целях. — Зап. ИРТО, 1881. Вып. 2. С. 180-187; Вып. 3. С. 272-276.

Ковалёв С. Об одном якобы научном полёте // Свет. 2009. №.5. С. 47-49. — О полёте немецкого дирижабля «Граф Цеппелин» над территорией Советской Арктики в 1931 г.

Кованько А.М. Воздухоплавание в России // Воздухоплаватель. 1903. № 1. С. 22-31.

Кожевников Д., Парамонова Е. Дирижабли от ОМЗ // Объединённое машиностроение. 2010. № 1. С. 48-51. — Дирижабли Ижорских заводов.

Колмогоров А. Опередившие время: взгляд сквозь годы. (Дирижабли в России) // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. 2014. № 3. С. 26-34.

Константинов К.И. Воздухоплавание. — СПб., 1856. — 102 с.

Кораблев В., Бернштейн А. Подвиг «Сириуса» // Воен. знания, 1990. № 11. С. 17. — Полёт стратостата «Осоавиахим», 30 января 1934 г.

Корзинкин П. Воздушный шар Крякутного // Вестн. воздуш. флота. 1949. № 11. С. 24-30.

Король В. Колыбель дирижабля — Волково поле // Воздухоплаватель. 1999. № 1. С. 30-31. — Конец XIX в.

Костенко И.К. Легче воздуха: История дирижаблей // Моделист-конструктор. 1970. № 8. С. 34-36.

Краткая история воздухоплавания и сведения об устройстве воздушных шаров. — СПб., 1848. — 81 с.

Краткий исторический очерк военного воздухоплавания в России. — СПб., 1904. — 58 с.

Краткий исторический очерк развития военного воздухоплавания. — СПб., 1891. — 152 с.

Лавренец В. Полёт Менделеева // Воздухоплаватель. 1999. № 3. С. 16-17. — Полёт на воздушном шаре «Русский» для наблюдения солнечного затмения, 1887 г.

Латыпов В. Жизнь инженера аэростатного полка в блокадном Ленинграде // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 2-4.

Лачинов В. Безумству храбрых // Инженер. 2002. № 7. С. 18-20. — К истории воздухоплавания, с конца XVIII века.

Леанович Ф. «Дальние плавания» на аэростатах: 130 лет отечественного военного воздухоплавания // Вестн. воздуш. флота. 2000. № 4. С. 52-55.

Лехтблау Л. Заметки из истории воздухоплавания в России // Воен.ист. журн. 1941. № 4. С. 103-105.

Любченко Д.И. Аэростаты. Деньги на ветер? Ч. 1 // Наука и техника. 2009. № 7. С. 27-35; № 9. С. 46-57. — К истории аэростатов с 1783 г.

Ляпин Б.Ф. 50 лет со дня полёта советского стратостата СССР-1 // Из истории авиации и космонавтики. М., 1984. Вып. 48. С. 125-133.

Маркович Л.З. Воздухоплавание: Его прошлое и настоящее. — СПб., 1911. — Разд.: История дирижаблей. С. 143-193.

Машинин В. Коромысло над полем повисло: Смелые проекты // Техника — молодёжи. 1989. № 4. С. 24-26. — Проекты аэростатного дождевания, 1930-е годы.

Медебек В.Л. Управляемые аэростаты // Воздухоплаватель. 1908. № 3. С. 51-77.

Медовой Н. Они заранее знали, что обречены // Новое время. 1993. № 40. С. 42-44. — Полёт стратостата «Осоавиахим-1», 1934 г.

Морозов А. Неспешно двигаясь в струях прозрачного воздуха // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. № 2. С. 74-80. — О дирижаблях, с 1852 г.

Мосолов И.Е. 150 лет со дня полёта первой в России воздухоплавательницы Ильинской // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 35. С. 59-61.

Муратов Н. На втором этаже атмосферы: 50 лет рекордного подъема стратостата «Осоавиахим» // Крылья Родины. 1984. № 1. С. 8-9.

Найденов В.Ф. История воздухоплавания (в России) // Вестн. воздухоплавания. 1911. № 6. С. 39-41.

Невернов Б., Гайгеров С. На аэростате Москва — Новосибирск // Воздухоплаватель. 1997. № 4. С. 12-15. — Полёт в марте 1941 г.

Негенбля И. К Северному полюсу — на аэростате // Гражд. авиация. 1997. № 12. С. 42-43. — Полярная воздушная экспедиция С. Андрэ, Н. Стриндберга и К. Френкеля, 1897 г.

Николаев А. Некоторые проблемы метеорологического обеспечения многосуточных полётов аэростатов // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 24-25.

Николаев В. «Дедушка» русских дирижаблей // Нева. 1983. № 12. С. 181-183. — Дирижабль «Учебный», 1908 г.

Нобиле У. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. М.: Мысль, 1984. — 222 с.

Новиков А., Субботин Д. Находка в архиве. Новые документы о металлическом дирижабле К.Э. Циолковского // Крылья Родины. 1963. № 4. С. 24.

Новодережкин А. Воздухоплавание на службе освоения воздушного океана: К 40-летию г. Долгопрудного // Воздухоплаватель. 1997. № 3. С. 19-22; № 4. С. 20-23.

Новодережкин А. К 40-летию г. Долгопрудного — главной гавани советских дирижаблей // Воздухоплаватель. 1997. № 3. С. 18-19.

Новодережкин А. Сверхпродолжительный, сверхдальний… // Воздухоплаватель. 1996. № 4. С. 19-22. — Полёт «СССР ВР-79», 1950-е годы.

Новодережкин А. Три из многих… // Воздухоплаватель России. 1995. (Спец. вып.) С. 24-26. — Из истории советского воздухоплавания.

Ольденборгер В. Германские привязные аэростаты во время войны 1914-1918 гг. // Сб. науч.-техн. работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию. 1939. № 11. С. 36-39.

Ольденборгер В. Первые дни советского военного воздухоплавания // Вестн. воздуш. флота. 1933. № 2. С. 32- 33.

Осинский В.В. 100 лет со времени выступления Д.И. Менделеева с первым в мире предложением создания стратостата с герметической гондолой // Из истории авиации и космонавтики. М., 1975. Вып. 27. С. 124-127.

Осинский В.В. 40 лет со дня испытательного полёта первого в мире аэростата-парашюта конструкции Т.М. Кулинченко // Из истории авиации и космонавтики. М., 1975. Вып. 27. С. 103-108.

Осинский В.В. 40 лет со дня рекордного полёта стратостата «Осоавиахим-1» // Из истории авиации и космонавтики. М., 1974. Вып. 22. С. 19-24.

Осинский В.В. 50 лет со дня первого в СССР научного полёта А.А. Фридмана и П.Ф. Федосеенко на сферическом аэростате на высоту 7400 м // Из истории авиации и космонавтики. М., 1975. Вып. 27. С. 82-86.

Павлов К.Н. Краткий исторический очерк изобретений воздушных шаров и парашюта с их применением к практическим целям. — М., 1894. — 7 с.

Павлушенко М. Аэростаты заграждения против крылатых ракет ФАУ // Воздухоплаватель. 1996. № 3.

Павлушенко М. Дирижабли СССР В-12 и СССР В-12 bis «Патриот // Воздухоплаватель. 2013. № 4. С. 32-35.

Павлушенко М. Дирижабль «СССР В-10» // Воздухоплаватель. 2013. № 3. С. 7-9:

Павлушенко М. Забор от бомбардировщиков // АвиаМастер. 1997. № 2. — Аэростаты заграждения.

Павлушенко М. Первые монгольфьеры в русской армии // Воздухоплаватель. 1996. № 2. С. 10-11.

Павлушенко М. Почему молчал дирижабль «Норвегия» // Путешествия вокруг света. 2002. № 6. С. 36-41.

Павлушенко М. Трагедия и загадка первой воздушной экспедиции к северному полюсу // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 11-13. — Полёт воздушного шара «Орел», 1897 г. Первый полёт на аэростате с научноисследовательской целью // Вестн. воздуш. флота. 1949. № 6. С. 63.

Павлушенко М., Примак А. Воздухоплавание Украинской Народной Республики в годы Гражданской войны // Воздухоплаватель. 2013. № 4. С. 36-38.

Паршина Н. Память об экипаже дирижабля «СССР В-10» // Воздухоплаватель. 2013. № 3. С. 6.

Пасюк С. Из истории дирижабля «Парсеваль» // Воздухоплаватель. 2014. № 2. С. 32-34.

Первая победа в стратосфере: 75 лет со дня полёта стратостата «СССР-1» // Крылья Родины. 2008. № 10. С. 11-14.

Першина Н. Память об экипаже дирижабля «СССР В-10» // Воздухоплаватель. 2013. № 3. С. 6.

Печковский Д. Прогресс воздухоплавания. — М., 1882. — Разд.: Краткая история аэростатов. С. 7-16.

Покорители стратосферы // Наука и жизнь. 1983. № 12. С. 20-21. Полёт стратостата «СССР-1», 1933 г.

Покрашинский Я. Ночной перелёт через Демянский «мешок» // Воздухоплаватель. 1997. № 4. С. 24-26. — 1942-1943 гг.

Поляков Д.Н. 90 лет со дня полёта Д.И. Менделеева на воздушном шаре с целью наблюдения полного солнечного затмения // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 33. С. 119-122.

Полянкер А., Пархоменко В. Анализ причин упадка мирового дирижаблестроения // Воздухоплаватель. 1999. № 2. С. 16-39. — 1930-е годы.

Прохоров Н. Развитие воздухоплавания в послевоенные годы // Воздухоплаватель России. 1995. (Спец. вып.) С. 26-27.

Разумов А.Н. 100 лет со дня высотного научного полёта на аэростате Г. Тиссандье и его спутников // Из истории авиации и космонавтики. М., 1975. Вып. 27. С. 40-42.

Рассказывают архивы // Техника и вооружение: Арсенал. 1992. № 7. С. 26. — Проект управляемого аэростата, 1880-е годы.

Ревзин А. Забытый полёт // Авиация и космонавтика. 1989. № 5. С. 8-9. — «СССР ВР-60», 1939 г.

Редькин А. Роковое эмбарго // Крылья Родины. 1992. № 10. С. 6-8. — Немецкие «жесткие» дирижабли, начало ХХ века.

Ровесник века. К 90-летию первого полёта Цеппелина: Z-181. На Цеппелине в Бухарест // Аэромузей. 1991. № 1. С. 19-20, 37-39.

Родных А.А. Воздухоплавание при Александре I // Вестн. воздухоплавания. 1911. № 5. С. 28-30.

Родных А. Воздушная война 100 лет назад // Природа и люди. 1915. № 11. — Дирижабль Ф. Леппиха, 1812 г.

Родных А. Воздушный корабль Гусмао // Вестн. знания. 1938. С. 68-69.

Родных А. Воздушный корабль Соковнина // Наука и техника. 1929. № 7. С. 8.

Родных А. Из истории воздухоплавания в Польше ХVII-XVIII века // Наука и техника. 1923. № 33. С. 8-9.

Родных А.А. Из истории воздухоплавания и летания в России // Воздухоплаватель. 1913. № 1. С. 44-49; № 2. С. 78-89.

Родных А. Иллюстрированная летопись воздухоплавания и летания в России, 906-1855. С прил. Краткой истории военного воздухоплавания на Руси со времен Олега по конец царствования Николая I. — СПб., 1914. — 36 с.

Родных А. История воздухоплавания в России // Вестн. воздуш. флота. 1910. № 18-19. С. 17-22.

Родных А. Опыты над преобразованием аэростатов: Проект А.М. Снегирева, 1840 г. // История авиации. Ч. 2. М. 1939. С. 399-412.

Родных А. Участие русских в воздухоплавании в 20-х годах прошлого столетия // Вестн. воздухоплавания. 1911. № 6. С. 27-30.

Русанин И. Сага о монгольфьерах //Инженер. 2003. № 8. С. 12-19.

Русский дирижабль «Ястреб» // Крылья Родины. 1961. № 1. С. 15.

Русское воздухоплавание, история и успехи / Под ред. В.Ф. Найденова, Н.А. Рынина. Вып. 1. Исторический очерк мирового воздухоплавания. — СПб., 1911. — 96 с.

Саенко А. Высотные автоматические аэростаты на «Большой трассе» // Воздухоплаватель. 1996. № 4. С. 23-25. — 1960-е годы.

Самойлович С.И. Первый период постройки советского дирижабля. История постройки модели первого советского металлического дирижабля // Вопр. истории естествознания и техники. 1964. Вып. 17. С. 115-117.

Саукке М. Исполины воздушного океана // Крылья Родины. 2004. № 7. С. 23-28. — Из истории дирижаблей.

Саукке М. «Московский химик-резинщик» // Крылья Родины. 2004. № 8. С. 20-23.

Сафонов С. Охотник за подводными лодками. Об отечественном боевом дирижабле // Крылья Родины. 2000. № 12. С. 27-28.

Селищев В. Прыжки с привязных аэростатов // Воздухоплаватель. 1997. № 2. С. 26-17.

Семенкевич Н.Н. Предтеча русского дирижабля. (О проекте дирижабля Леппиха) // Вопр. истории, 1974. № 12. С. 204-207.

Семёнов В. Борьба за завоевание стратосферы: О высотных полётах // Техника и вооружение. 1936. № 1. С. 38-47.

Семёнов В. Развитие дирижаблестроения // Самолёт. 1938. № 8. С. 42-44.

Семёнов В.А., Черемных Н.А. Еще раз о ценности идей К.Э. Циолковского по устройству дирижабля и его задаче по дирижаблестроению // Тр. IХ Чтений К.Э. Циолковского. Секц. Авиация и воздухоплавание. М., 1975. С. 83-97.

Скоренко Т. Легенда о дирижабле в метро // Популярная механика. 2009. № 9. С. 66-68, 70.

Смирнов Г. «Легкий шар Монгольфьера» // Техника — молодёжи. 1994. № 6. С. 59.

Смит Р.К. Авианосцы легче воздуха / Пер. с англ. — М.: ПК «Воздух», 1999. — 335 с. — Американские авианесущие дирижабли «Акрон» и «Мейкон».

Сорокин В. Воздухоплавание: История летательных аппаратов на марках. — М.: ИЛБИ, 2001. — 184 с.

Спицын В. Воздухоплавание за 100 лет // Воздухоплаватель. 1884. С. 20.

Старая площадь: Вестн. Архива Президента РФ: Новый ракурс: «Причиной гибели послужило стремление поставить мировой сверхрекорд»: Документы о катастрофе стратостата «Осоавиахим-1» // Источник: Документы русской истории. 1997. № 2. С. 89-108.

Стефанович Н. Титаны поднебесья // Вокруг света. 2002. № 3. С. 58-69. — Из истории дирижаблей, с 1852 г.

Стобровский Н. Управляемое воздухоплавание // Воздухоплавание. 1924. № 1. С. 7-8.

Стобровский Н.Г. Воздушный корабль: Очерк развития воздухоплавания за границей и у нас. — М.: Осоавиахим, 1930. — 92 с.

Стобровский Н.Г. Наша страна — родина воздухоплавания. — М.: Воениздат, 1954. — 103 с.

Столпянский П. В старом Петербурге: История воздухоплавания // Воздухоплаватель. 1913. № 5. С. 325-329; № 6. С. 402-407; № 7. С. 485-492; № 8. С. 550-556; № 9. С. 625-630.

Стратостат-парашют ВР-60 «Комсомол» // Самолеты мира. 1998. № 1. С. 17.

Сытин В. Старт в стратосферу // Крылья Родины. 1984. № 1. С. 10-11. — История полёта стратостата «СССР-1».

Тарасенко Н. Небесные первопроходцы // Мир авионики. 2013. № 3. С. 46-53. — Из истории полётов на воздушных шарах, с древних времён.

Титов А. О воздухоплавании в Карелии (мифы народов России) // Воздухоплаватель. 1999. № 2. С. 13. — О существовании в Карелии в XIII веке промысла по изготовлению воздушных шаров.

Тихонравов А. Хроника «адской машины»: О летательном аппарате Ф. Леппиха // Техника — молодёжи. 1970. № 3. С. 48-51.

Токмачев С.М. Безмоторный полёт // Человек и природа, 1923. № 10-11. С. 51-66.

Турьян В. Впервые над белокаменной // Гражд. авиация. 1997. № 9. С. 11. — О первых полётах воздухоплавателей в Москве, с 1803 г.

Турьян В. От «красной палатки» — к красным дирижаблям // Гражд. авиация. 1995. № 8. С. 30-31.

Турьян В. Прорыв в стратосферу // Инженер. 2000. № 8. С. 14-15. — К истории воздухоплавания, с 1783 г.

Турьян В. Что произошло в двадцатом веке: 70 лет первому трансарктическому перелету на дирижабле // Воздухоплаватель. 1996. № 2. С. 29-30.

Турьян В.А. 90 лет со дня первого полёта дирижабля Ф. Цеппелина LZ-1 (1900 г.) // Из истории авиации и космонавтики. М., 1993. Вып. 64. С. 45-48.

У истоков воздухоплавания в России: К 100-летию со дня первого подъема в России привязного воздушного шара для военных целей // Авиация и космонавтика. 1970. № 7. С. 13.

Устинович В.А. Патриарх советского дирижаблестроения // Воздухоплаватель. 1996. № 4. С. 2-7. — Воспоминания о развитии дирижаблестроения.

Утешев Н.И. Записки по истории военного воздухоплавания. — СПб., 1912. — 90 с.

Утешев Н.И., Кованько А.М. Записки по истории военного воздухоплавания. — СПб., 1912. — 90 с.

Учватов В. Аспекты воздухоплавания // Воздухоплаватель. 2013. № 4. С. 7-10.

Фельдгауз Ф. История аэростата // Завоевание воздуха. М., 1909. С. 44-78.

Франк М.Л. История воздухоплавания и его современное состояние. Ч. 1. 1910. — 218 с. — Ч. 2. 1911. — 198 с.

Франц К. Краткая история дирижабля после мировой войны // Мор. сб., 1931. № 4. С. 132-135.

Хвощин В., Каневский А. Задолго до полёта Монгольфье // Крылья Родины. 2001. № 2. С. 23-25.

Хелемский Ю. «На ваше усмотрение» // Техника — молодёжи. 1989. № 10. С. 24-26. — Стратостат-парашют, 1937-1939 гг.

Цверава Г.К. Первый воздушный полёт в России // Природа. 1988. № 6. С. 127-128. — Полёт воздухоплавателя К. Черни, 1802 г.

Черемных Н.А., Горюн Т.В. К вопросу о металлическом дирижабле К.Э. Циолковского // Авиация и космонавтика в научном наследии К.Э. Циолковского. Тр. XXIII Чтений…

Черненко Г. «Аэроскаф» капитана Костовича // Техника — молодёжи. 2009. № 11. С. 48-52.

Черненко Г. «Воздушный велосипед» доктора Данилевского // Воздухоплаватель. 2013. № 2. С. 8-11. — О летательных аппаратах конца XIX в.

Черненко Г. Воздушный корабль «русского серба» // Петербург — колыбель российской авиации. 8-е Международные научн. чтения, посвящ. памяти И.И. Сикорского. СПб., 2006. С. 249-258. — Дирижабль О. Костовича.

Черненко Г. На высоте, не совместимой с жизнью // Техника — молодёжи. 2008. № 3. С. 60-63. — О полётах на аэростатах в ХIX — XX вв.

Чернов С. На подлёте к самолёту // Техника — молодёжи. 1981. № 3. С. 63-64. — К истории дирижаблестроения, конец XIX века.

Чертовский Е.Б. Стратостаты. — М.; Л.: ОНТИ, Гл. ред. авиац. лит-ры, 1936. — 246 с. — Из содерж.: История идеи стратостата и первые проекты. С. 25-29.

Шабашев Н.И. Привязное воздухоплавание в военном деле и применение его в России в войну 1914-1917 гг. — М.: Госиздат, 1921. — 45 с.

Шабский А.И. Управляемые аэростаты: Теория, конструкция и историческое развитие управляемых аэростатов. Вып. 1-4. СПб., 1909-1911. — Вып. 1. 1909. — 59 с. — Вып. 2. 1909. С. 61-133. — Вып. 3. 1910. С. 133-226. — Вып. 4. 1911. С. 227-299.

Шавров В.Б. К 160-летию со времени начала постройки в России полужесткого дирижабля Ф. Леппиха // Из истории авиации и космонавтики. М., 1972. Вып. 14. С. 104-106.

Шауров Н.И. 70 лет со времени полётов первого русского управляемого аэростата «Учебный» // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 35. С. 70-71.

Шауров Н.И. 70 лет со дня организации в России научно-конструкторского центра по дирижаблестроению (комиссии генерала Н.Л. Кирпичева) // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 33. С. 38-41.

Шауров Н.И. 75 лет со времени разработки проекта управляемого аэростата с крыльями конструкции К.Я. Данилевского // Из истории авиации и космонавтики. М., 1973. Вып. 19. С. 130-132.

Шауров Н.И. 100 лет со дня первого полёта М.Т. Лаврентьева // Из истории авиации и космонавтики. М., 1974. Вып. 22. С. 49-51.

Шауров Н.И. 125 лет со дня разработки И.И. Третеским управляемого аэростата с реактивными двигателями // Из истории авиации и космонавтики. М., 1974. Вып. 22. С. 35-39.

Шауров Н.И. 130 лет со дня представления военным инженером И.И. Третеским проекта управляемого аэростата с реактивными двигателями // Из истории авиации и космонавтики. М., 1979. Вып. 37. С. 30-31.

Шауров Н.И. 170 лет со времени полётов на аэростате Кашинского // Из истории авиации и космонавтики. М., 1975. Вып. 27. С. 120-121.

Шауров Н.И. 175 лет со дня первого в России научного полёта на воздушном шаре // Из истории авиации и космонавтики. М., 1979. Вып. 37. С. 60-62.

Шауров Н.И. 175 лет со дня полёта на воздушном шаре генерала С.Л. Львова (в качестве пассажира) с воздухоплавателем Ж. Гарнереном в Петербурге // Из истории авиации и космонавтики. М., 1978. Вып. 35. С. 57-58.

Шестаков Н.И. К столетию военного воздухоплавания (1798-1898) // Природа и люди, 1898. № 51, 52. С. 820-844.

Шитов В. «Впредь именовать именами птиц…» // Гражданская авиация. 2010. № 9-10. С. 44-45. — Из истории дирижаблей, нач. ХХ в.

Эвальд А. История воздухоплавания и его настоящее положение. Записки Русского технического общества. 1883. Вып. 2. С. 126.

Юрьев С. «Мэйкон», пропавший однажды и найденный вновь // Энергия: Экономика. Техника. Экология. 1996. № 2. С. 50-55. — Американский дирижабль, 1930-е годы.

Якубович Н. Штурм стратосферы. О драматических страницах отечественного воздухоплавания // Крылья Родины. 2001. № 10. С. 12-14.