Уважаемые коллеги!
15 июня 2023 г. состоялась экскурсия на Историческую площадку паровозного депо станции «Подмосковная» организованная профкомом ИИЕТ РАН.
В 1897 г. по Высочайшему Указу Николая II под руководством главного инженера С.А. Штольцмана началось строительство Московско-Виндавской железной дороги. В 1901 г. на этой линии открась станция «Подмосковная», на которой располагалась здание вокзала, паровозное депо веерного типа с поворотным кругом, водонапорная башня с угольным складом, механический цех и дом начальника по станции. Все станции на Московско-Виндавской железной дороги были выполнены в стиле модерн. Не исключением, стала и станция «Подмосковная». Главным архитектором проекта выступил Юлий Федорович Дидерихс (1872–1958). На сегодняшний день станция «Подмосковная» является единственным полностью сохранившимся архитектурным ансамблем на Московско-Виндавской железной дороге, так как данная линия сильно пострадала во время Великой Отечественной войны.
Историческая площадка паровозного депо «Подмосковная» (общий вид)
Экскурсия по исторической площадке началась с посещения вокзала. Отметим, что здание вокзала станции «Подмосковная», после пожара, на сегодняшний день законсервировано. Поэтому на территории исторической площадки, в одной из административных построек была воссоздана атмосфера вокзала начала XX века с кассой, багажным отделением, комнатой дежурного по станции, залами ожидания для пассажиров I, II, III классов, телеграфом и буфетом. После посещения здания вокзала, посетителям экскурсии предложили отправиться в виртуальное путешествие на омнибусе от платформы «Подмосковная» до центра Москвы.
Грузовой паровоз серии Э (1929 г. постройки)
Внутри водонапорной башни представлена экспозиция, посвященная механическому оборудованию водоподъемных зданий. Так как около станции «Подмосковная» не было крупных наземных водоемов, вначале XX в. были прорублены две артезианские скважины. Для подъема воды в башню установили дизельный насос, который подавал воду из скважины в верхнюю часть башни, где расположили два бака, общей вместимостью 300 тонн. Далее вода самотеком растекалась по гидравлическим колонкам, из которых паровозы заправляли водой.
Водонапорная башня
В здании водонапорной лаборатории расположена экспозиция посвященная быту начальника по станции. Представлен рабочий кабинет и жилая зона.
Дом начальника по станции (жилая зона)
Интересной частью исторической площадки является поворотный круг, по которому локомотивы выводят из ангаров на железнодорожную линию. Около здания депо можно наблюдать подвижной состав станции. Среди редких локомотивов, есть маневровый промышленный танк-паровоз Серии Ь, типа 0-3-0. Данный экспонат с нефтяным отделением был построен в 1897 г. на Коломенском заводе и эксплуатировался на Владикавказской железной дороге.
Поворотный круг
В здании механического цеха расположена действующая демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», оснащенная цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза.
«Паровоз в разрезе»
Посещение Исторической площадки паровозного депо станции «Подмосковная» оказалось полезным для историков техники. Экспозиция музея позволяет погрузиться в историю повседневности железнодорожных перевозок начала XX века, почувствовать запах работающих паровозов, а также посмотреть уникальные вещественные источники по истории отечественного железнодорожного транспорта.
Старший научный сотрудник ИИЕТ РАН, к.и.н. П.А. Захарчук