X Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Наука и техника в контексте регионального развития» (9–13 сентября 2024)

С 9 по 13 сентября в ФИЦ Коми НЦ УрО РАН прошла Х Научная школа молодых ученых ИИЕТ РАН «Наука и техника в контексте регионального развития». Всего в мероприятии приняли участие 24 человека: магистранты, аспиранты и молодые ученые из ведущих научных и образовательных центров России и Республики Беларусь (ИИЕТ РАН, РГГУ, ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Института Всеобщей истории РАН, Политехнического музея, Национального музея Республики Коми, Института социологии НАН Беларуси).

Для слушателей школы были проведены 7 открытых лекций, связанных с темой школы: чл.-корр. РАН, д.ю.н., проф., г.н.с. ИИЕТ РАН Ю.М. Батурина «Региональная наука как сфера Паскаля»; д.и.н., заведующей отделом гуманитарных междисциплинарных исследований ФИЦ Коми НЦ А.А. Бровиной «Институционализация академической науки на европейском Севере России в конце XIX — первой половине XX вв.»; д.и.н., г.н.с. ИИЕТ РАН, И.Н. Юркина «Петровская модернизация и трансфер технологий: региональное измерение»; д.г.н., г.н.с. ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ В.И. Силина «Опыт и проблемы создания региональных банков данных по истории освоения и изучения регионов (на примере Европейского Севера)»; к.и.н., декана факультета исторических и политических наук НИ ТГУ, Ж.А. Рожнёвой «Персональные цифровые архивы ученых: проблема изучения и сохранения»; д.и.н., профессора СГУ им. Питирима Сорокина, Т.И. Чудовой «Еда и культура коми (зырян) в XX – начале XXI века»;  д.и.н., г.н.с. ИИЕТ РАН, заведующего отделом истории физико-математических наук К.В. Иванова «Картография в России до Петра I».

Более интерактивным форматом школы, позволившим вовлечь в дискуссию всех участников, стало проведение круглого стола, модератором которого выступила главный научный сотрудник ИИЕТ РАН, д.филос.н. Н.И. Кузнецова. Молодым ученым предлагалось обсудить теоретические и практические проблемы применения понятий «провинциальная» и «туземная» наука, а также оценить правомерные и этические моменты их использования.

Также в рамках школы прошла презентация монографии «На пути к новому научно-образовательному пространству в первые годы советской власти. Исторические очерки», написанной в соавторстве молодым ученым Е.Ф. Синельниковой и признанным специалистом в области истории науки В.С. Соболевым. В ходе обсуждения книги наиболее дискуссионным стал вопрос о влиянии исторических, социокультурных условий на «маятниковую» миграцию ученых из центра в регионы и обратно.

Свои научные проекты молодые ученые представили в рамках работы 4-х секций: «Особенности регионального развития науки и техники», «Развитие регионов в историческом контексте: географические ландшафты и технологические инновации», «Научное наследие ученых в архивах, музеях и библиотеках», «История и современное состояние научного изучения регионов».

Для всех участников школы были проведены учебные экскурсии. Для освещения проблем использования вещественных источников были организованны экскурсии в Геологический музей им. А.А. Чернова, а также в научный музей археологии Европейского Северо-Востока. Современные направления научных исследований участникам школы были продемонстрированы в ходе посещений Института химии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, Института физиологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН и Отдела сравнительной кардиологии ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. В последний день школы состоялось поездка в этнокультурный парк в селе Ыб, в ходе которой участники познакомились с современными методами работы с этнографическим наследием, а также с практиками, применяемыми в музейной педагогике.

По итогам Х Научной школы молодых ученых ИИЕТ РАН планируется издание сборника научных статей.