Уважаемые коллеги!
В четверг 26 июня 2025 г. в 16:00 состоится заседание семинара по науковедению и философии науки.
С докладом «Система Физтеха в позднесоветский период – предтеча исследовательского университета?»
выступят
старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований МФТИ,
доцент Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ
Ирина Александровна Антощук
старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований МФТИ
Андрей Александрович Ильин
Аннотация доклада:
Вторая половина XX века была отмечена “триумфом исследовательского университета”, когда исследовательские университеты стали “ключевыми институтами современного глобального общества знания” (Powell et al 2017: xiii). Происхождение и развитие этой формы организации высшего образования прочно ассоциируется с американскими и европейскими университетами (Clark 2006; Geiger 2017). Советский опыт зачастую рассматривается как опыт слабой, подчиненной, отстающей вузовской науки (Skvortsov et al 2012; Кузьминов, Юдкевич 2021), а усилия по развитию вузов как научных центров нередко воспринимаются в России как импортирование западных моделей (Бойкова 2014; Кудряшова, Сорокин 2020). Какое значение имеет советский опыт для развития исследовательского университета в постсоветской России? Какие институциональные формы и практики интеграции научных исследований и образования в советских вузах подготовили почву для его институционализации? В своем докладе мы хотели бы частично ответить на эти вопросы, фокусируясь на системе Физтеха как особой модели такой интеграции, основанной на взаимодействии с отраслевыми и академическими НИИ и КБ. Мы поделимся результатами изучения кейса МФТИ как позднесоветского вуза «нового типа», который наряду с НГУ называют “отечественным аналогом университета Гумбольдта” (Аблажей 2014). Во-первых, мы поговорим об институциональных чертах, которые уподобляют систему Физтеха современным элитным исследовательским университетам (Altbach 2011), включая меритократичность, высокую миссию, стремление к лидерству, особые привилегии, дух «научности» и др. Во-вторых, мы раскроем особенности институционального механизма экстернализации научных исследований и работе вуза с базовыми организациями, который является специфической особенностью системы Физтеха. В-третьих, мы рассмотрим, как в советское время представители МФТИ продвигали эту модель в административных кругах, среди «вузовской общественности» и широкой публики в качестве образца для всей советской высшей школы. В заключении мы приглашаем поразмышлять о влиянии советского наследия на институциональный облик современных исследовательских университетов в России.
Иллюстрация из газеты МФТИ «За науку» (1970, № 23)
Семинар пройдет онлайн на платформе Zoom
Справки о работе семинара по адресу: sshal85@mail.ru