Круглый стол «Нормативность в эпистемологии Элвина Голдмана»

5-7 июня в рамках Саратовского юридического форума прошла Девятая Биеннале «Мир человека: нормативное измерение – 9. Anormal: Pro et contra», организованная Саратовской Государственной Юридической Академией (СГЮА), Институтом Философии РАН (ИФ РАН) и Русским Обществом Истории и Философии Науки (РОИФН). В Конференции приняли участие представители ИИЕТ РАН. Сотрудники отдела Науковедения Д.Е. Лаврищев и В.В. Стасенко организовали круглый стол, посвященный памяти американского философа Э. Голдмана (1938-2024). Организаторы круглого стола также выступили модераторами дискуссии. В работе секции приняли участие специалисты из Москвы, Казани и Беларуси, в числе которых как представители академических институций (ИИЕТ РАН, Университет «Иннополис», КФУ, НИУ ВШЭ), так и независимые исследователи. Помимо заявленных докладов также состоялась общая дискуссия, в которой помимо участников секции, выступили также сотрудники сектора социальной эпистемологии ИФ РАН.

Доклады сотрудников Института касались различных аспектов философского наследия Голдмана. Доклад Даниила Лаврищева «Нормативность в эпистемологии через призму каузальной теории знания Э. Голдмана» был посвящен рецепции теории действия Голдмана в его проект социальной эпистемологии и влиянию ранних исследований философа на его поздние разработки. Доклад Владислава Стасенко «Ментальные списки надёжности и эпистемические кодексы: вклад А. Голдмана в фолк-эпистемологию» был посвящен анализу модели списков надёжности, предложенной Голдманом, и возможным расширением самой теории ментальных списков.

Помимо модераторов, с докладом также выступил м.н.с. отдела Науковедения Д.А. Вишняков. В своём докладе «Возможна ли социальная эпистемология как целостный проект» он предложил рассматривать три основных направления социальной эпистемологии не как противоположные направления исследований, но взаимодополняющие подходы. Завершился круглый стол общей дискуссией, в рамках которой были обсуждены ключевые проблемы не только проекта Голдмана, но всей социальной эпистемологии в контексте теории познания, философии науки, а также социальных исследований наук и технологий.