Уважаемые коллеги! 26 июня 2025 г. состоялось очередное заседание семинара по науковедению и философии науки, организованное Отделом науковедения ИИЕТ РАН. С докладом «Система Физтеха в позднесоветский период – предтеча исследовательского университета?» выступили старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований МФТИ, доцент Учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук МФТИ Ирина Александровна Антощук и старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований МФТИ Андрей Александрович Ильин.
Докладчики отметили, что система Физтеха, воплотившаяся в МФТИ и затем Новосибирском государственном университете, представляет собой особую модель интеграции высшего образования и науки, которая получила развитие в условиях формального институционального разделения высшей школы и научно-исследовательских учреждений в СССР. Ее ядро составляет идея о необходимости обучения студентов посредством вовлечения в творческую научную и конструкторскую работу, которая уходит корнями в 1918–1920-е гг., когда студенты Ленинградского политехнического института по инициативе А.Ф. Иоффе проходили практику в физико-техническом отделе рентгенологического и радиологического института. Элементы системы Физтеха (отбор одаренных студентов, привлечение к преподаванию ведущих ученых, раннее подключение к творческой деятельности в научных институтах и КБ) были воплощены в концепции новой высшей политехнической школы, опубликованной группой математиков в газете «Правда» в 1938 г. Однако эти принципы были реализованы лишь после войны в 1946 г., когда был организован Физико-технический факультет МГУ, на базе которого в 1951 г. был создан МФТИ. При этом выражение «система Физтеха» закрепилось лишь с 1970-х гг. Докладчики обозначили институциональные черты, которые уподобляют систему Физтеха современным элитным исследовательским университетам – меритократичность, стремление к лидерству, особые привилегии, дух «научности», вера в высокую миссию, и др. Выступавшие рассказали об особенностях реализации трех основных институциональных механизмов, обеспечивших устойчивость и постепенное продвижение системы Физтеха – выстроенной многосоставной системе отбора талантливой молодежи на региональном и всесоюзном уровне, о тесном и взаимно проницаемом, подчас конфликтном, взаимодействии с базовыми организациями, о поддержке Академии наук и распространении этой институциональной модели в позднесоветской высшей школе. В итоге на обсуждение был вынесен вывод о том, что система Физтеха подготовила почву для развития национальных исследовательских университетов в постсоветской России.
Доклад вызвал большой интерес и продолжительную дискуссию. Так, были затронуты вопросы о сравнении МФТИ с другими советскими вузами и принятыми практиками стажировок и взаимодействия с базовыми предприятиями, об эволюции и сохранении системы Физтеха в постсоветский период, об оптимальной модели организации научно-исследовательских учреждений и другие вопросы. В развернувшемся после доклада обсуждении активное участие приняли выпускники МФТИ, Юрий Михайлович Батурин и Сергей Петрович Прохоров, поделившиеся своими воспоминаниями о трудностях обучения на Физтехе, беспощадных преподавателях и цензуре в стенгазетах.
С видеозаписью заседания можно ознакомиться по ссылке